V Международная отраслевая конференция Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница

Более 350 делегатов из 20 стран. V-я международная отраслевая конференция «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» поставила рекорд по количеству участников. Форум прошел в Минске 28-29 сентября.

Интерес растет

Организаторами конференции выступили ведущие компании нефтяной отрасли Беларуси – объединение «Белоруснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания». Мероприятие собрало топ-менеджеров нефтеперерабатывающих и сбытовых компаний, операторов розничного рынка нефтепродуктов, представителей госорганов, ведущих зарубежных нефтетрейдеров. В том числе – из Украины, Польши, Прибалтики, Великобритании, Швейцарии, России. Для них такая встреча давно стала удобной площадкой для открытого диалога производителей и потребителей, поиска торгового партнера с перспективой завязать взаимовыгодное сотрудничество. Форум дает возможность не только по графикам, но и из первых рук получить достоверную информацию о состоянии и перспективах рынков нефти и нефтепродуктов.

В работе конференции участвовали аналитики и ключевые эксперты агентств Platts, Аргус Медиа, Thomson Reuters, специализирующихся на публикации финансовой информации, материалах о конъюнктуре рынков энергоносителей, ценовых котировок, в том числе на нефть, нефтепродукты, природный газ.

Все это, по мнению организаторов, во многом объясняет растущий интерес участников рынка к этой, ставшей уже традиционной, конференции. «Изначально, 5 лет назад, конференция задумывалась как информационное мероприятие, – вспоминает заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти» Сергей Каморников. – Мы хотели рассказать коллегам и партнерам, что происходит на наших предприятиях, нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающем заводах. За 5 лет мы превратили эту конференцию в ведущий отраслевой форум в Беларуси, где есть возможность напрямую встретиться с руководителями заводов. Если ты работаешь с потребителем, ты должен быть максимально открытым. Иначе ты просто растеряешь своих клиентов».

Во время конференции прошли деловые встречи, обсуждения в формате «круглый стол». В числе наиболее актуальных тем форума – современные технологии в нефтебазовом хозяйстве и на автозаправочных станциях, новшества в дизайне и сопутствующем бизнесе на АЗС, состояние, тенденции и перспективы этих направлений.

На глобальном фоне

Конечно, эта конференция уже вышла за географические рамки своего названия. Производство, трейдинг, розница нефтепродуктов и газа Республики Беларусь рассматривается через призму глобальной конъюнктуры. На форуме с обзором нефтяного рынка мира и Центральной Европы выступил старший редактор Platts Ник Коулмен, который стал, можно сказать, записным экспертом этой международной конференции. Также на нынешнем форуме представили анализ европейского рынка нефтепродуктов и мировых тенденций продаж сжиженного углеводородного газа. О ситуации с продажей нефтепродуктов и СУГ в Беларуси рассказал Сергей Каморников.

Примечательно, что мировые эксперты в основном положительно оценивают нынешнюю конъюнктуру нефтяного рынка. Как отметил Ник Коулмен, в силу различных геополитических обстоятельств, спрос на сырую нефть в мире в последнее время растет. В Европе, например, его высокий уровень отмечается в Венгрии и Польше. Такая ситуация сохранится и в ближайшей перспективе. Это связано с тем, что экономика США и Европы набирают силу. Привлекательным считается и производство нефтепродуктов, особенно с учетом падения объемов выпуска бензина в Америке из-за урагана Ирма, который пронесся по южным штатам страны. Именно с ним связаны подскочившие в сентябре мировые цены на нефть и нефтепродукты, отмечает вице-президент по нефти и нефтепродуктам России, стран СНГ и Балтии Argus Media Виктор Парно: «Вскоре и добыча, и переработка в Америке начнут восстанавливаться, но пока рынок будет остро реагировать на произошедшее. Поддерживать цены на бензин в дальнейшем будет растущий спрос. В 2017 году, например, на планете он вырос на 16 %. При том, что запасы бензина в США за это же время сократились на 11 %».

Исключение в этой радужной картине составляет дизельное топливо. Оно и сейчас с трудом находит своего потребителя, особенно в Западной Европе, а с ужесточением экологических требований судоходных компаний с 2020 г. спрос может упасть и на мазут.

Ставка на премиум рынки

По мнению специалистов, эти глобальные события не могут не повлиять и на Республику Беларусь. Ведь четверть объемов экспорта страны приходится на нефтепродукты. Наша нефтехимия сегодня – это более 500 различных продуктов, которые продают в 110 стран. В прошлом году оборот экспорта предприятий концерна «Белнефтехим» составил более 6 млрд долларов. Две трети этого объема приходится на нефтепродукты Мозырского и Новополоцкого НПЗ и сжиженный углеводородный газ.

Экспортным направлением занимается ЗАО «Белорусская нефтяная компания», в которой доля объединения «Белоруснефть» составляет 52 %. И возможности для наращивания продаж в страны Европы продуктов белорусской нефтепереработки в ближайшей перспективе есть. Как отметил на V Международной отраслевой конференции исполняющий обязанности генерального директора БНК Сергей Гриб, вместе с модернизацией отечественных предприятий должны наращиваться объемы производства, необходимо развивать экспортные потоки. «Премиальные рынки – рынки наших соседей, с учетом минимального логистического плеча, – отметил Сергей Гриб. – Есть хороший интерес со стороны украинских потребителей к белорусскому ресурсу, несмотря на серьезную конкуренцию. Перспективные рынки с учетом модернизации – европейские, растущие. Наша дочерняя компания в Польше работает на эти цели. Увеличился спрос со стороны польских контрагентов. Рассчитываем, что экспорт в Польшу, Чехию, Словакию возрастет. Будет развиваться и рынок в Балтии».

С другой стороны, увеличивается конкуренция, все стремятся нарастить объемы экспорта. Это в первую очередь касается наиболее премиального в Восточной Европе рынка – украинского. Основная конкуренция здесь развернулась прежде всего между белорусскими и российскими производителями. В прошлом году в Украине возобновил работу нефтепродуктопровод Самара – Западное направление, соперничества на рынке добавил рост переработки азербайджанской нефти компанией «Укртатнафта».

С привязкой к месту

Что касается рынка нефтепродуктов Республики Беларусь, то две трети его объема занимает фирменная сеть АЗС «Белоруснефть». Среди других крупных игроков – «Лукойл», «Газпромнефть» и «Роснефть». А структура нашего рынка топлива в розничном потреблении на 52 % состоит из дизельного топлива, чуть больше 3 % занимает сжиженный газ, остальное приходится на бензин. А в Украине, например, в прошлом году было продано газа больше, чем бензина. Среди видов бензина в Беларуси все больше продается высокооктановый АИ-95. Также, по словам эксперта по рынку сжиженного углеводородного газа Thomson Reuters Дамира Хальметова, мировой рынок этого топлива растет. Особенно в Китае и в Индии. Причем в Индии 90 % объема потребления составляет коммунально-бытовой сегмент.

Кроме того, как отметили на конференции эксперты, в Беларуси большие изменения происходят в объемах продаж нефтепродуктов. Все больший удельный вес в общем количестве занимают сопутствующие товары. И это мировой тренд. Некоторые компании уже начинают рассчитывать свой успех исходя из соотношения проданных чашек кофе к проданному литражу топлива.

В структуре доходов АЗС фирменной сети «Белоруснефть» треть занимают как раз продовольственные и промышленные товары. Главная цель – выйти в ближайшие несколько лет на 50 %. Кстати, «Белоруснефть» сейчас входит в топ-15 крупнейших ритейлеров страны.

В ближайшее время на отечественный рынок будет влиять и улучшение логистики поставок. Ожидается, что уже к концу года введут в эксплуатацию нефтепродуктопровод Новополоцк–Фаниполь, который будет доставлять потребителям нефтепродукты напрямую с ОАО «Нафтан». Такой же продуктопровод планируется построить с Мозырского НПЗ в направлении склада хранения «Бернады–Прилуки».

Экоэнергетика

Отдельное внимание на V международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница» уделено влиянию на конъюнктуру рынка развитие электротранспортной сети. Как отметили эксперты, мировые концерны все больше отказываются от двигателей внутреннего сгорания и отдают предпочтения «зеленым» авто. Хотя доля электромобилей в общем объеме остается небольшой, но повышение спроса в этом сегменте впечатляет. Только за год количество электрических машин в мире увеличилось на 60 % – до 2 млн экземпляров. А в течение 7 лет электрокары могут обрушить нефтяной рынок. «К 2040 году, по прогнозу аналитических агентств, потребление нефти уменьшится примерно на 8 миллиардов баррелей в день, – отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Иван Кудинов. – Это 350 миллионов тонн в год как раз за счет увеличения роста электротранспорта. Примером является Китай: в Поднебесной сейчас очень активно развивается эта программа».

Отметим, что Беларусь в этом направлении работает на опережение: скоро в серийное производство запустят первый отечественный электрокар. А РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» заявило о готовности взять на себя функции национального сетевого оператора по зарядке электромобилей. Сейчас в фирменной сети АЗС функционируют восемь зарядных станций, три из них введены в прошлом месяце – две в Гомельской области и одна – в Гродненской.

Технические визиты

Во второй день конференции участники ознакомились с системой учета и контроля качества топлива на АЗС «Белоруснефти», посетили крупнейшую в стране нефтебазу в Фаниполе – предприятия «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт».

Гостям продемонстрировали работу АЗС № 20 РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка», которая была введена в эксплуатацию в 2014 г. К слову, коллектив автозаправки в прошлом году признан лучшим в системе нефтепродуктообеспечения объединения «Белоруснефть». Объект для посещения выбран организаторами неслучайно. На этом комплексе представлен полный набор услуг, который может быть в фирменной сети АЗС. На автозаправочной станции есть просторный торговый зал с широким ассортиментом сопутствующих товаров, кафетерий. Станция оборудована автостоянками для легковых и большегрузных автомобилей, душевой, здесь есть услуги страхования, подкачки шин и уборки салона автомобиля, можно арендовать прицепы.

Во время посещения автозаправки для участников конференции на большой демонстрационный экран вывели рабочее место оператора, чтобы все могли видеть происходящее в режиме реального времени. Причем действия работника АЗС, как и количество в резервуарах топлива, контролирует компьютер. И в случае расхождения показаний счетчиков работа автозаправочного комплекса автоматически блокируется. Это и было показано участникам конференции. Программное обеспечение позволяет подобным образом проводить мониторинг и дистанционно, из Гомеля, контролировать работу всех 560-и заправок «Белоруснефти».

В Фаниполе директор РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» Анатолий Короткий провел экскурсию по нефтебазе. Здесь завершается реконструкция, которая позволит уже в ноябре принять из новополоцкого ОАО «Нафтан» первое топливо по нефтепродуктопроводу.

По словам специалистов, трубопроводная логистика диктуется выгодной экономикой. Во-первых, отсутствуют потери при транспортировке и затраты на промежуточное хранение. Во-вторых, труба экономит время и средства на доставку, если сравнивать с транспортировкой железнодорожным или автомобильным транспортом. Перекачка по трубе занимает несколько часов, перевозка по железной дороге – от суток до пяти. То есть, доставка нефтепродуктов с меньшими потерями и большей скоростью. Это и показала работа продуктопровода из Новополоцка до Крулевщизны, который был запущен в начале этого года. По сути, такой подход – новый этап развития нефтепродуктообеспечения Беларуси.

Словом, конференция подтвердила уровень ведущего отраслевого форума в Республике Беларусь. Участники благодарили организаторов за мероприятие, проведенное на высоком международном уровне.

Организаторы

 

Генеральный партнер

 

Партнеры

 

Информационные партнеры